Алгоритмы оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий

Действия персонала   ГБУЗ АО «Красноярская РБ» при оказании ситуационной помощи

  1. Ситуационная помощь инвалиду, передвигающемуся в коляске, на костылях (нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома).

 Вахтер, санитарка:

- Оказать помощь при входе в здание.

- Уточнить  в какой помощи нуждается пациент, цель посещения поликлиники.

- Сообщить в регистратуру  о посещении  поликлиники  пациента с ограничением передвижения.

- Помочь  раздеться в гардеробе.

- Если пациент предварительно записан на прием к врачу, сопроводить  до кабинета врача, минуя регистратуру (амбулаторная карта пациента находится в кабинете врача).

- При обращении без записи, сообщить  медицинскому регистратору   данные о пациенте, медицинский регистратор приносит амбулаторную карту в кабинет врача, санитарка  сопровождает при передвижении пациента до кабинета.

-Оказать  помощь при выходе из поликлиники

Врач, медицинская сестра: 

- Оказывают помощь при одевании и раздевании.

- В случае необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностических кабинетов (R-кабинет, ЭКГ, лаборатория и др.) медицинская сестра оказывает помощь при передвижении внутри здания, сопровождает пациента по кабинетам.

- По окончании приема сопровождает пациента до гардероба.

- Оказывает помощь при одевании.

 При общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении необходимо помнить:

  • Инвалидная коляска - неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида - то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
  • Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее. Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь.
  • Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.
  • Если Вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.
  • Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры и как их можно устранить.
  • Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.
  • Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
  • Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек имел возможность принимать решения заранее.
  • Как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.
  • Необходимость пользоваться инвалидной коляской - это не трагедия, а способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения. Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, которые не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.
  1. Ситуационная помощь инвалиду слепому или слабовидящему (ограничен в ориентации, нуждается в помощи (сопровождение) посторонних лиц (персонала) вне дома).

Вахтер, санитарка:

-Открывает входные двери.

- Помогает войти в здание.

- Берет пациента под локоть и сопровождает до места куда необходимо инвалиду.

- Выясняет цель, причину посещения поликлиники.

- Помогает раздеться в гардеробе.

- При необходимости знакомит со всеми надписями в поликлинике.

- Сопровождает  до кабинета врача, минуя регистратуру. Если пациент посещает врача по предварительной записи, амбулаторная карта находится в кабинете врача.

- При обращении без записи сообщает медицинскому регистратору по телефону данные о пациенте, медицинский регистратор приносит амбулаторную карту в кабинет врача, санитарка  сопровождает при передвижении пациента до кабинета.

- Оказывает помощь при выходе из здания.

Врач, медицинская сестра: 

- Оказывают помощь при ориентации в кабинете.

- Помогают при одевании и раздевании.

- При необходимости консультации другого специалиста или проведения обследования, медицинская сестра сопровождает инвалида в передвижении по кабинетам, придерживая его под локоть.

- По    окончании    приема,    обследования,     медицинская    сестра сопровождает при передвижении до гардероба.

- Оказывает помощь при одевании.

 При общении с незрячими людьми или людьми, имеющими плохое зрение необходимо помнить:

  • Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других - слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.
  • Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой.
  • Если вы собираетесь читать незрячему человеку, сначала предупредите об этом. Говорите нормальным голосом. Не пропускайте информацию, если вас об этом не попросят.
  • Если это важное письмо или документ, не нужно для убедительности давать его потрогать. При этом не заменяйте чтение пересказом. Когда незрячий человек должен подписать документ, прочитайте его обязательно. Инвалидность не освобождает слепого человека от ответственности, обусловленной документом.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Всегда называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом.
  • Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
  • Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.
  • Не заставляйте вашего собеседника вещать в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.
  • Вполне нормально употреблять слово "смотреть". Для незрячего человека это означает "видеть руками", осязать.
  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами.
  • При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад - это неудобно.
  1. Ситуационная помощь инвалиду с ограничением в самообслуживании (безрукий, либо не действует руками, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других ручных действиях вне дома).

Инвалидам с ограничением в самообслуживании  необходимо оказывать помощь при всех действиях, выполняемых руками.

 Вахтер, санитарка:

- Открывает и закрывает входные двери.

- Помогает раздеться в гардеробе.

- Выясняет причину, цель посещения поликлиники.

- Сопровождает до кабинета врача.

- Оказывает помощь при выходе из здания.

Врач, медицинская сестра: 

- Оказывают помощь при раздевании и одевании.

- Медицинская сестра при необходимости консультации другого специалиста или посещения диагностического кабинета, сопровождает пациента.

- По окончании сопровождает при передвижении до гардероба.

- Оказывает помощь при одевании.

 4.Ситуационная помощь слепоглухому инвалиду (значительно ограничен в ориентации, нуждается в сопровождении лицом осуществляющим помощь вне дома).

При посещении учреждения здравоохранения слепоглухого инвалида, ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:

- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);

- ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

- помощь в заполнении документов (уточнить информацию);

- ознакомление с расположенной в учреждении информацией.

  

5.Ситуационная помощь инвалиду с ограничением в общении и контроле за своим поведением (составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций).

При посещении учреждения здравоохранения инвалидам с ограничением в общении и контроле за своим поведением ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником учреждения при возникающих затруднениях:

- сопровождение и помощь в ориентации (вход/выход);

- ознакомление с расположенной в учреждении информацией;

- помощь в заполнении документов (уточнить информацию);

- ознакомление с расположенной в учреждении информацией;